Стартовать нужно с того, что коли вы не на шутку решили научиться играть на гитаре, то, поверьте, на каком-то этапе вам придется проштудировать азы музыкальной грамоты и основы сольфеджио.
Несомненно, с намерением тренькать во дворе вся эта ваша музыкальная грамота не играет роли, но захотев исполнить что-нибудь посерьезней вам придется хотя бы освоить терминологию. В случае если вы там уже обучались в музыкальной школе, то просматривать ниже вам вернее всего не нужно. Несмотря на это, как показывает практика целый ряд выпускников "музыкалки" переваривать не могут музыку и к инструменту после окончания школы не подходят вовсе.
В настоящее время нет возможности побеседовать обо всех ньюансах музыкальной теории, да и ни к чему утомлять неискушенного начинающего гитариста. Для начала освоим основные принципы построения аккордов. Если что-либо о построении аккордов на гитаре мы упустили или вы хотите узнать больше можете почитать об этом в литературе. Весьма полезным считаем будет пробежать глазами по крайней мере первые главы следующих книг:
- "Ритм-гитра в стиле хэви-металл"(1.36 Мб)
Основы табулатурной записи. Ритмический рисунок, такты. Поможет взять в толк что такое ритм.
- "Блюз на акустической гитаре"(4.18 Мб)
В сжатой форме объясняется строение блюзового "квадрата", блюзовый ритмический рисунок "шаффл". Освоение основ блюза будет небесполезно всем начинающим гитаристам, независимо от того в каком стиле гитарист хочет выступать в будущем.
- Г.Фридкин "Практическое руководство по музыкальной грамоте"(4,08 Мб)
Отличный учебник для начинающих, изложены все основные термины, есть примеры и задания.
Основные принципы построения аккордове
Получается, какой угодно аккорд на гитаре состоит из 6 звуков, если зажать все струны. Вот к примеру сказать, аккорд F
Разложим аккорд по отдельным звукам, или правильнее по ступеням. Нужно воспринять что каждый звук, по-другому называется ступенью.Все звуки выстроены в определенную последовательность - лад.Лад может быть устроен по-разному, и это отражено в названии лада. Мы говорим об самом распространенном - мажорном гармоническом ладу. Интервалы промеж звуками в этом ладу подчиняются правилу тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Полутон соответствует одному ладу на гитаре. Разберем их на примере ноты фа, которая является тоникой:
Фа - прима (1-я ступень)
Соль - большая секунда (2-я ступень)
Ля - большая терция (3-я ступень)
Ля диез- кварта (4-я ступень)
До - квинта (5-я ступень)
Ре - большая секста (6-я ступень)
Ми - большая септима (7-я ступень)
В простом мажорном аккорде основой являются только три ступени(1-я, 3-я и 5-я). Благодаря этому подобный аккорд называют еще мажорное трезвучие. Для нашего фа мажор:
тоника - фа
большая терция - ля
квинта - до
Сейчас рассмотрим простой минорный аккорд фа минор. Другими словами минорное трезвучие...
Строение простого минорного аккорд отличается всего-навсего одной нотой. В минорном гармоническом ладу в отличии от мажорного гармнонического лада взамен третьей ступени выступает уменьшенная терция. Для фа минора получаем:
тоника - фа
уменьшенная терция - ля бемоль
квинта - до
Все оставшиеся простые минорные и мажорные аккорды строятся тем же образом. Отличие сложных аккордов в том, что у них в структуру аккорда добавлены еще какие-либо ступени. К примеру сказать мажорный септ-аккорд фа включает дополнительную седьмую ступень - уменьшенную септу (для фа септ-аккорда (F7) -это ре диез).
Понимаем что непросто с "нуля" врубиться во все термины и законы теории музыки, но не спешите прочитайте все еще раз, по сути это не сложнее какой угодно иной науки наподобие математики или химии.
Под конец хотелось бы заметить о том, как различные аккорды связаны друг с другом. Возьмем для примера тот же аккорд фа мажор и сдвинем его с первого лада, не переставляя пальцы, на третий лад. В результате мы получим аккорд соль мажор. Мы сдвинулись на один тон (2 лада на грифе гитары) и получили новоиспеченный аккорд!
Таким же образом всякий аккорд взятый на барре может быть сдвинут на какое угодно число ладов и в итоге мы получим новый аккорд. Как он будет именоваться зависит от того на какое количество ладов вы сдвинетесь. Присмотритесь внимательно если бы сдвинуть аккорд до мажор в сторону головки грифа на три лада то получится ля мажор! Экспериментируте, наблюдайте и гармония теории музыки откроется вам во всем своем великолепии!!!