Игра на гитаре

Роль дыхания

  1. Роль дыхания
  2. Упражнения
  3. Занятия
  4. Технические приемы
  5. Нюансы
  6. Гигиена голоса

Дыхание (по А.В.Дмитриеву)

Визуальные наблюдения за дыханием в пении и мнения педагогов и певцов о роли дыхания

  Если внимательно присмотреться к тому, как пользуются своим дыханием профессиональные певцы, можно отметить большое разнообразие видимых дыхательных движений. Так же разнообразны субъективные ощущения, сопровождающие работу дыхания, и столь же противоречивы мнения певцов о технике и роли дыхания в пении.

  Есть певцы и певицы, у которых набор дыхания происходит совершенно незаметно, их грудь не показывает никаких видимых движений. У других грудная клетка весьма ощутимо включена в работу. Иногда движения грудной клетки используются настолько полно, что заметно, как поднимается ее верхняя часть в области ключиц. И само количество набираемого дыхания для пения у разных певцов различно.

  Разные певцы по-разному относятся к проблеме дыхания вообще, к типу и количеству дыхания, необходимого для пения. Практически все певцы высшей квалификации, в частности солисты театра "Ла Скала", участвовавшие в опросе, признавали необходимость дыхания в пении, умение распределять его на музыкальной фразе и т.п. Но у одних было представление о дыхании как о ведущем факторе процесса звукообразования, другие не придавали ему такого значения. Так, одна из известных отечественных артисток сказала, что дыхание является для нее главным в процессе образования певческого голоса и в звуковедении. От того, как и куда набрать дыхание, как задержать его и как расходовать, зависят, по ее мнению, все основные качества звука. Второй певец сообщил, что, собственно, никогда об этом серьезно не задумывался: "Дышу, вероятно, как в речи, только беру побольше, когда большая фраза". Очевидно, для него определяющим в управлении певческим голосообразованием является не дыхание, а иные певческие ощущения, посредством которых он осуществляет контроль.

  Столь же противоречивы суждения о дыхании итальянских певцов. Д. Семионато: "В своем пении я всегда следовала и следую принципу естественности. Нельзя привить никаких специальных способов дыхания, надо только следовать природе. Я могу сказать, что дышу в пении так же натурально, как и в речи". С Брускантини: "Пение - это вовсе не натуральная вещь, как многие думают. Это все очень искусственно, найдено. Только настоящая учеба вырабатывает определенные навыки пения, только когда меня научили пользоваться дыханием, я моментально почувствовал облегчение".

  Различное отношение к вопросу дыхания, естественно, наблюдается и в школах пения. В одних классах обучение начинается с показа правильного певческого дыхания, в других - педагог ничего не говорит о дыхании, если не видит грубых ошибок (перебора дыхания, поднятия плеч во время вдоха, запирания дыхания).

  Но и среди тех, кто уделяет большое внимание дыханию в процессе обучения, тоже нет единодушия по вопросу о количестве дыхания, которое следует набирать, и о типе дыхания, которым следует пользоваться. Некоторые педагоги считают ненужным специально набирать дыхание для пения, а предлагают лишь хорошо выдохнуть перед вдохом. При этом дыхание само войдет в легкие в необходимом количестве. Есть и противоположная точка зрения о том, что нужно брать много дыхания, активно его удерживать, опирать: "дыхание не может быть лишним".

  То же касается типов дыхания. Одни считают, что во время пения грудь должна быть поднята, хорошо развернута, а живот втянут; другие говорят, что надо вдыхать вниз, в живот, но потом перевести дыхание в грудь, а живот подобрать; третьи рекомендуют делать вдох в бока, четвертые - в спину, пятые - только в живот, выключая грудь из движения, шестые - пользоваться нижнебрюшным дыханием.

  В отношении к различным типам дыхания явно прослеживается тенденция к смягчению однозначной жесткой позиции. Так, педагоги первой четверти ХХ века почти в ультимативной форме требуют определенного типа дыхания, причем этот тип у них варьирует от чисто грудного - верхнего до глубокого нижнего. Современные педагоги обычно не столь ультимативны в своих суждениях, хотя разнобой в рекомендации целесообразного типа дыхания сохраняется.

Некоторые исторические данные о дыхании при пении

  В итальянском вокальном искусстве XVII и XVIII вв., в так называемой старой итальянской школе, дыханию в пении уделялось большое внимание. В эту эпоху, когда мастерство определялось техникой рулад, трелей, пассажей и каденций, певцы изумляли слушателей исключительно долгим певческим дыханием. Владение голосом строилось на грудном типе дыхания, создававшим возможности для длительного дыхания при умении его сберегать. Г. Манштейн: "Вдох должен производиться без толчков и без раздутия живота, а грудь должна подниматься и опускаться незаметно, чтобы набранного воздуха хватило на возможно долгое время".

  Во второй половине XIX века новая итальянская школа провозгласила иные правила: умеренный набор воздуха сменяется более полным вдохом, а тип дыхания становится более низким. Ф. Ламперти: "Во время пения нужно незаметно опускать плечи, расширять грудобрюшную преграду и мускулы живота:". Этот грудодиафрагматический тип дыхания характерен для вокальной техники всех национальных школ начиная примерно с середины прошлого столетия.  · Исторически характер дыхания и характер звука, которым пользовались певцы, были тесно взаимосвязаны друг с другом.  · Вокально-техническое совершенство может быть достигнуто при любом типе дыхания.  · Грудной тип дыхания не является неверным. На нем можно выработать и большую длительность звучания голоса, и большое вокально-техническое мастерство.

Типы дыхания в пении

  В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвует и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, где большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки, традиционно различаются следующие типы дыхания:

Чисто грудной тип (реберный, костальный)и его разновидность - ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) Дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются.
Грудобрюшной тип - 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма
Грудобрюшной тип - 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) То же, но с преобладанием брюшного дыхания.
Чисто брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный) Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

  * есть педагоги, считающие существенной для пения работу так называемой тазовой диафрагмы (мышечное дно таза, запирающее выход из него). Однако, тазовая диафрагма никакой роли в дыхании не играет. Мысль о роли тазовой диафрагмы в пении могла родиться у некоторых певцов и педагогов как следствие субъективных ощущений, возникающих в этой области от сильного поднятия внутрибрюшного давления во время пения.

  История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов пения. Ведь задача дыхательных органов во время пения - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания - натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться: координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении: нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.

  Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы: при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего её тонус повышается. Большинство певцов поют на этом типе дыхания.

  Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль исполнения обычно требует более высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании.

  Часто певец сам не знает, каким типом дыхания он пользуется, и его представление об этом может расходиться с точными наблюдениями за дыханием, зафиксированными при помощи аппаратуры.

Практические выводы

  При хорошем голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. Например, если ученик пользуется при пении грудодиафрагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма.

Организация певческого выдоха

  Не столько важен тип вдоха сколько организация выдоха. Здесь выработаны общие правила:

  • По окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох
  • Выдох должен быть активным.

© Е.Мацнева

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей